Себестоимость продукции, прибыль, рентабельность
* определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
* исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
* учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.
При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).
Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период до 1 октября, так как иначе
уровень рентабельности отчетного года не сможет служите базовым для планируемого года.
На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.
Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ас сортимента, сортности, то на следующем этапе планирована определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации
продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.
Пример расчета прибыли аналитическим методом. Как отмечалось ранее, расчет осуществляется в три этапа.
Этап I. По табл. №6 определяется базовая рентабельность (отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции).
Этап II. На планируемый год в данном примере предусматривается рост сравнимой товарной продукции на 10%. Выпуск этой продукции в планируемом году по себестоимости
отчетного года составит 903 553 руб. (821412*110/100)
Таблица №6
Расчет базовой рентабельности(руб.)
Показатели | Отчет за 9 месяцев | План 4 квартала | Ожидаемое исполнение за текущий год (гр1+гр2) |
А | 1 | 2 | 3 |
1.Сравнимая товарная продукция отчетного года: а) по действующим ценам (за минусом НДС и акцизов) б) по полной себестоимости 2. Прибыль на объем сравнимой товарной продукции (стр. 1а — стр. 16) 3. Поправки к сумме прибыли в связи с имевшими место в течение года изменениями цен (+ или —) за время с начала года до даты изменения 4.Прибыль, принимаемая за базу (стр. 2 + стр. 3) 5.Базовая рентабельность, % (стр.4*100/ /стр.16) | 874148 610037 264111 +3312 267423 43,8 | 291382 211375 80007 - 80007 37,9 | 1165530 821412 344118 +3312 347430 42,3 |