Predostatochno.ru

Бухгалтерский финансовый учет

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия по международным стандартам.

Фин-е рез-ты деят-ти пред-я хар-ся суммой полученной прибыли (П) и уровнем рен-ти (Р). П – это часть чистого дохода, кот-й непосредственно получают СХ после реализ-и прод-и.

Осн-ми задачами А. фин-х рез-в явл-ся: систем-й контроль за выпол-м планов реал-и прод-и и получением П.; выявление резервов увелич-я суммы П и Р; оценка работы пред-я по испол-ю возможностей увел-я П и Р; разработка мероп-й по испол-ю выявленных резервов. Осн-ми источ-ми инф-и для А.служат: накладные по отгрузке прод-и, данные аналит-го учета по счетам 46,47,48 и 80, ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках» и др.

Последнее время все больший интерес проявляется к методике А. П, кот-я базируется на делении произ-х и сбытовых зат-т на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Такая методика широко прим-ся в странах с развитыми рыноч-ми отношениями. Она позволяет изучить зависимость П от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формир-я ее вел-ны. В отличие от методики А. П, кот-я прим-ся на отеч-х пред-х, она позволяет более полно учесть взаимосвязи м/у пок-ми и точнее измерить влияние факторов. Докажем это с помощью сравнительного А.

В нашей стране при А. П обычно испол-т след-ю модель: П=К(Ц-С), где К – кол-во (масса) реализ-й прод-и, Ц – цена реализации, С – с/с единицы прод-и. При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. П изменяется прямо пропорционально объему реализ-и, если реализуется рентабельная прод-я. Если прод-я убытоная, то П изменяется обратно пропорционально объему продаж.

Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема произ-ва (реализ-и) прод-и и ее с/с. При увел-и объема произ-ва (реал-и) с/с ед-цы прод-и снижается, так как обычно возростает только сумма переменных расходов (сдельная з/п раб-х, сырье, мат-лы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда и др) остается, как правило, без изменения. И наоборот, при спаде произ-ва с/с изделий возростает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на ед-цу прод-и.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения П и прогнозирования ее вел-ны используют маржинальный А., в основе кот-го лежит маржинальный доход (МД). МД – это П в сумме с постоянными зат-ми пред-я (Н).

МД=П+Н, отсюда П=МД-Н. Сумму МД можно в свою очередь представить в виде произведения кол-ва проданной прод-и (К) и ставки МД на ед-цу прод-и (Дс): П=К×Дс-Н, Дс=Ц-З (переменные зат-ты на ед. прод-и), П=К(Ц-З)-Н. Эта формула испол-ся для А. П от реал-ции одного вида прод-и. Она позволяет опред-ть изменение суммы П за счет кол-ва реализ-й прод-и, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных зат-т.=> рассмотренная методика позволяет более правильно определить влияние факторов на изменение суммы П, так как она учитывает взаимосвязь объема произ-ва (продаж), с/с и прибыли.

Методика А. рент-ти (Р), применявшаяся и применяемая на отеч-х пред-х, также не учитывает взаимосвязь зат-ты – объем – прибыль. По данной методике уровень Р не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение П и суммы зат-т. В действительности, П и издержки пред-я не изменяются пропорционально объему реал-ции прд-и, поскольку часть расходовявл-ся постоянной. Поэтому в маржинальном А. расчет влияния факторов на изменение уровня Р отд-х видов прод-и произ-ся по след-й модели:

Р=Кi(Цi-Зi)-Нi / Кi×Зi+Нi=П / З(издержки произ-ва)