Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО
Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры
Одним из показателей эффективного расходования бюджетных ресурсов является структура расходной части бюджета. В идеале большая часть средств должна быть направлена на социальные цели и поддержку производства, а доля расходов на управление, обслуживание государственного и муниципального долга и т. п. должна стремиться к минимуму. Проанализируем структуру расходов, осуществляемых из бюджета Москвы на территории ЮАО, и исполнение бюджета по расходам в 2003 г.
Данные об исполнении расходной части бюджета Москвы по ЮАО приведены в табл. 2.1 Структура расходов (на основе данных о фактическом финансировании) проиллюстрирована рис. 2.1.
Основная доля расходов бюджета Москвы по ЮАО приходится на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (в данном случае – 40%). Также значительную долю (38%) составляют расходы на образование. Это связано с тем, что большинство учреждений в этих сферах финансируются исключительно из территориальных бюджетов. Далее в порядке убывания следуют расходы на здравоохранение (8%) и социальную политику (7%). В целом по этим направлениям было израсходовано более 90% средств.
По данным табл. 2.1, бюджет за 2003 г. исполнен на 100,3%, т. е. расходы в целом профинансированы в достаточном объеме. Следует отметить, что расходы по социально важным статьям: «Образование», «Культура», «Здравоохранение», «Социальная политика» профинансированы в размере 100%. В качестве положительного явления можно отметить экономию расходов по статье «Управление» в размере 0,9 %. Она возникает в основном за счет экономного расходования средств, выделенных на выплату заработной платы (например, применения регрессивной шкалы единого социального налога).
| Таблица 2.1 Финансирование мероприятий, предусмотренных финансовыми ресурсами ЮАО за 2003 г. (тыс. руб.) | ||||
| Направление финансовых ресурсов | Уточненный план финансирования | Фактическое финансирование | % выполнения | Остаток финансирования |
| Жилищно-коммунальное хозяйство | 3689942,2 | 3689924,7 | 100,0 | 17,5 |
| в т. ч.: жилищное хозяйство | 2860376,8 | 2860359,9 | 100,0 | 16,9 |
| коммунальное хозяйство | 829565,4 | 829564,8 | 100,0 | 0,6 |
| Охрана окружающей природной среды | 48036,4 | 48035,1 | 100,0 | 1,3 |
| Расходы по благоустройству прилегающих к кладбищам территорий | 1200,0 | 1200,0 | 100,0 | 0,0 |
| Управление | 262360,9 | 259923,5 | 99,1 | 2437,4 |
| Образование по учреждениям культуры | 57528,1 | 57528,1 | 100,0 | 0,0 |
| Образование | 3468174,2 | 3468169,2 | 100,0 | 5,0 |
| Культура | 93381,9 | 93381,8 | 100,0 | 0,1 |
| Здравоохранение | 693090,0 | 693032,1 | 100,0 | 57,9 |
| Социальная политика | 636655,0 | 636536,9 | 100,0 | 118,1 |
| в т. ч.: учреждения соц. обеспечения | 150026,0 | 149909,0 | 99,9 | 117,0 |
| социальная помощь | 475723,0 | 475722,3 | 100,0 | 0,7 |
| молодежная политика | 1736,0 | 1735,6 | 100,0 | 0,4 |
| прочие мероприятия в области социальной защиты | 9170,0 | 9170,0 | 100,0 | 0,0 |
| Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований | 31830,4 | 31244,0 | 98,2 | 586,4 |
| Бюджетная ссуда | 1282,1 | 32307,3 | 2519,9 | -31025,2 |
| Прочие расходы | 59932,0 | 59931,7 | 100,0 | 0,3 |
| ИТОГО | 9043413,2 | 9071214,4 | 100,3 | -27801,2 |
| Расходы по организациям городского подчинения | 1919848,7 | 1915910,4 | 99,8 | 3938,3 |