Predostatochno.ru

Бухгалтерский финансовый учет

Группировка затрат по статьям калькуляции.

Планирование себестоимости продукции путем разработки калькуляции отдельных изделий или реализованной продукции основано на расчетах с помощью плановых норм прямых затрат на изготовление продукции и распределении косвенных расходов, но связанных непосредственно с конкретным изделием. Цель калькулирования себестоимости продукции состоит в установлении уровня цеховой, производственной и полной себестоимости единицы продукции, определении задания по снижению себестоимости продукции вследствие плановых изменений технико-экономических факторов производства.

Для расчета себестоимости продукции методом калькулирования предварительно определяют размер всех производственных затрат по их экономическому содержанию и сфере возникновения в виде отдельных специальных смет: цеховых затрат, производственных затрат, затрат по освоению новых видов продукции в целом по предприятию. Суммы средств, установленные в сметах затрат по вспомогательным цехам, распределяются по цехам потребителям пропорционально объёму указанных услуг и затем переносятся на себестоимость продукции этих цехов-потребителей. В основных цехах, учитывая различный характер связей косвенных затрат с объёмом изготовляемой продукции, составляют две сметы: на затраты, связанные с работой и содержанием оборудования, и смету цеховую, включающую все затраты, кроме связанных с оборудованием. Эти сметы используются при определении себестоимости изделий и составлении общего свода затрат на производство.

Для предприятий действующими нормативными документами предусмотрено два основных варианта учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Первый вариант является традиционным, так называемый полный калькуляционный, когда затраты делятся на прямые (непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции) и косвенные (не связанные непосредственно с конкретной продукцией, а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им). Косвенные расходы распределяются между объектами калькуляции пропорционально определенной базе, и определяется полная себестоимость продукции. Первый вариант обеспечивает большую детализацию учета и калькулирования затрат и его часто применяют крупные и средние предприятия.

Традиционный вариант калькулирования в настоящее время имеет определенные разновидности, вытекающие из некоторых особенностей учета затрат на производство продукции. Обычно главной отличительной особенностью является более укрупненный вариант учета затрат, калькулирования себестоимости продукции, когда затраты делятся на общепроизводственные, которые включают традиционные цеховые расходы, и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, и общехозяйственные, включающие все общезаводские расходы. При этом общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы распределяются на конкретные виды продукции и, следовательно, определяется в итоге полная себестоимость продукции. В отдельных отраслях промышленности в номенклатуру статей могут вноситься изменения, предусмотренные отраслевыми инструкциями по планированию, учету, калькулированию себестоимости продукции.

Второй вариант учета и калькулирования себестоимости продукции является новым для российских предприятий и предусматривает разделение всех затрат на производственные и периодические. Производственные затраты обусловлены протеканием производственного процесса и могут быть как прямыми, так и косвенными, но обязательно величина их должна зависеть от изменения объемов производства. Периодические затраты связаны с длительностью отчетного периода, собираются на бухгалтерском счете «Общехозяйственные расходы» и не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции. Таким образом, второй вариант позволяет определить только неполную себестоимость продукции как при системе «директкостинг», но обеспечивает значительное снижение трудоемкости учета, его упрощение и часто используется на небольших предприятиях. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6